Интернет. Программы. Игры. Операционные системы. Антивирусы

Как хорошо фотографировать на телефон самсунг. Фотографирование смартфоном

Жизнь кипит вокруг нас и неповторимые моменты, которые хочется сохранить, могут случиться неожиданно, когда зеркалки не будет под рукой. Не стоит унывать, ведь в эру высоких технологий фотоаппараты всегда с нами – в смартфонах и мобильных телефонах. Вот только фотографировать на смартфон нужно ещё научиться. Рекомендуем ознакомиться с правилами, которые помогут вам сделать классные фото на мобильный телефон или смартфон. Итак…

Аппаратные требования

Что касается разрешения сенсора, то чем больше, тем качественней снимок, и тем меньше свободной памяти в телефоне. Здесь нужно выбрать золотую середину. В принципе, 8 мегапикселей достаточно: и файлы получатся не слишком большого размера и качество снимков приличное.

Удачные фотографии будут получаться при наличии в вашем аппарате точного автофокуса.

Отключите вспышку

Все без исключения вспышки на фотокамерах очень слабы и могут быть полезны только в качестве фонарика. Отключите вспышку, она ухудшает качество снимка.

Цифровому зуму – нет!

Цифровой зум, так же как и вспышка, крайне бесполезная вещь. Он только «обрезает» края фотографии, что лучше делать в специальных редакторах.

Используйте композиционную сетку

Она поможет выровнять объекты в кадре и исключить неестественный перекос вертикальных объектов.

Фотографируйте против солнца

Необычные спецэффекты можно получить при съемке против солнца. Не бойтесь попадания прямых солнечных лучей на линзу камеры – ей это не вредит.

Меньше фильтров

Не переусердствуйте с числом используемых фильтров. Главное – настроить такие параметры как , контрастность, яркость и насыщенность – всё остальное не трогайте.

Держите телефон ровно и прочно

Высококачественных снимок может получиться только при условии неподвижности телефона во время съемки. Не фотографируйте на ходу – ничего хорошего из этого не выйдет! В идеале фотографировать нажатием кнопки на гарнитуре, это позволит полностью исключить колебания камеры, а кадр будет резким.

Приобретите специальную подставку для смартфона. Если такой возможности нет и приходится фотографировать с рук, то делайте это в особой позе – свободную руку согните в локте под углом 90 градусов и прижмите к корпусу, а локоть другой руки поставьте на свободную.

Чистота – залог успеха

Содержите ваш телефон в чистоте. Носите с собой специальную салфетку, и чаще протирайте окошко камеры. Согласитесь, будет очень досадно, если удачный кадр испортит пылинка, попавшая на линзу.

Сегодня на телевидении выступал наш преподаватель Александр Меклер с полезным уроком по мобильной фотографии. Поэтому мы решили опубликовать интересную подборку видеоуроков по съемке на мобильный телефон, снятые в рамках проекта #InstaУТРО.

1. Александр Меклер, мобильный фотограф и преподаватель фотошколы BLENDA

Как обрабатывать фото прямо в телефоне? Вот вам советы от Александра Меклера по обработке фотографий прямо в телефоне:

1. Используйте сетку. Сетка поможет вам выстроить симметричный кадр. Пересечения линий вам подскажут, где лучше расположить главный объект.

2. Управляйте фокусом. Если в вашем кадре есть четко выраженный передний и задний план, вы сможете сделать акцент, изменяя точку фокусировки. В смартфоне есть встроенная функция, которая позволяет изменить точку фокусировки даже после того, как фотография была сделана.

3. Добавьте объем. Чтобы придать объем и глубину кадру, достаточно расположить на переднем плане различные объекты прямо перед объективом. Тогда ваша фотография будет выглядеть, как будто сделана на профессиональную камеру.

4. Овладейте настройками. Яркость отвечает за то, каким будет кадр: светлым или темным. Контраст отчечает за перепады света: если мы его увеличиваем, то светлые участки становятся еще светлее, а темные – еще темнее. Насыщенность делает ваши цвета более сочными: чаще всего ее используют для пейзажной фотографии. Резкость позволяет выделить детали. Температура (баланс белого) позволяет передать ощущение холода или тепла в кадре.

5. Используйте уместные эффекты. Например, на зимнее фото можно добавить снег.

2. Дмитрий Брушко, фотожурналист

Как фотографировать ночью на смартфон? Держите 5 советов от фотожурналиста Дмитрия Брушко по съемке ночного города на смартфон:

1. Выберите локацию. Ночью темно, поэтому нужно найти наиболее освещенное место. Лучше отправиться в центр города: там всегда много фонарей, яркая иллюминация и хорошая подсветка.

2. Зафиксируйте телефон. При съемке с рук даже минимальные колебания дадут смаз на фото. Лучше зафиксировать телефон при помощи штатива. Но если его нет, можете взять телефон и опереть его о скамейку, колонну или здание.

3. Передайте движение в кадре. Зафиксируйте камеру и выставите выдержку 2-3 секунды. В некоторых камерах есть специальный режим «Свет фонарей» – и для достижения эффекта вам достаточно лишь нажать на специальную кнопку.

4. Используйте таймлапс-съемку. Это серия фотографий, сделанных через определенный промежуток времени и склеенных в одно видео. Воспользуйтесь специальным режимом «Отрезок времени», который есть на некоторых телефонах.

5. Снимайте отражения. Постарайтесь сфотографировать не только само здание, но и его отражение в витринах, стеклах машин или лужах.

3. Инна Леута, визажист и бьюти-фотограф

Как делать селфи и фотографировать макияж? Советы от профессионального визажиста и арт-директора школы красоты Инны Леуты:

1. Следите за светом. Он должен быть мягкий дневной или равномерно заполняющий все лицо искусственный, например, как на гримерных столиках или световом кольце.

2. Найдите подходящий ракурс. Смотрите на камеру снизу вверх и слегка опустите плечо. Такая поза удлинит шею и визуально откроет лицо. Делая фото в профиль, слегка вытяните подбородок: такой прием поможет скорректировать щеки и сделать лицо моложе. Пожалуйста, не зажимайте рот, не вытягивайте губы уточкой, а просто слегка приоткройте ротик и сделайте фото.

3. Делайте макияж поярче. Камера съедает яркость, поэтому макияж для фото должен быть насыщенней, глубже, с игрой текстур. Если делаете контуринг, делайте его немножко глубже. Глаза не должны быть в тени, на них толжен быть свет и блики. Сделайте пару фото с отведенными в сторону глазами и слегка опущенными веками – так вы покажете красоту макияжа.

4. Учитесь делать селфи. Ведь зачастую нам некого попросить нас сфотографировать, а получить красивое фото все равно хочется.

5. Практикуйтесь. Сделайте 100-200-300 фото, чтобы найти свой лучший ракурс. И тогда бьюти-фото у вас займет всего пару секунд.

4. Даниил Анохин, профессиональный фотограф

1. Используйте специальную функцию телефона или приложение. Оно будет снимать и зацикливать ваши видео.

2. Предусмотрите размах движений. Если они требуют большого размаха, отойдите подальше.

3. Используйте популярные сюжеты . Это могут быть спортивные или танцевальные элементы. Или эмоции. Создайте собственные эмодзи и отправляйте их друзьям вместо смайлов. На живых фото также круто смотрится лайфстайл: элемент одежды, прическа или что-то еще.

4. Снимайте с замедлением. Используйте режим slow motion при съемке сложного движения, чтобы его можно было рассмотреть получше.

5. Знайте меру. Не перебарщивайте с живыми фото в ваших соцсетях: они должны освежать вашу ленту, а не всецело заполнять ее.

5. Мария Рыльская, flat lay фотограф

Как снимать красивые раскладки для инстаграма? Советы от инстафотографа Марии Рыльской по съемке в жанре flat lay – фотографий, снятых сверху:

2. Выбирайте спокойный фон. Это может быть однотонная поверхность без глянцевого блеска. Также хорошо смотрится деревянный фон или крафтовая бумага.

3. Выберите тему. Наиболее распространенные темы для данного жанра: рабочее пространство, еда, одежда, атмосфера момента. Главное – рассказать историю. Не обязательно использовать дизайнерские элементы, зачастую в кадре идеально смотрятся обычные шишки или старый свитер.

4. Выстраивайте композицию. Тут вам поможет правило третей. Используйте сетку и располагайте акценты на пересечении линий, которые делят кадр на 3 части по горизонтали и вертикали. Также можно расположить главный объект в центре, а остальные вокруг него. Сначала расположите крупные элементы, потом те, что поменьше, а в конце украсьте композицию мелкими деталями.

5. Сочетайте цвета правильно. На правильной раскладке должно быть не более 3-4 цветов. Вдохновляйтесь, просмотрите красивые работы фотографов, которые вам нравятся,и попробуйте повторить нечто похожее.

6. Илья Трифоненков и Татьяна Щербакова, фэшн-блогеры

Как делать красивые стрит-фото уличной моды при помощи смартфона? Советы от стрит-фэшн фотографов Татьяны Щербаковой и Ильи Трифоненкова:

1. Выбирайте подходящий фон. Фон является аксессуаром: неудачно подобранный фон может испортить даже самый стильный комплект. Цвет фона должен быть нейтральным или гармонично сочетающимся с вашей одеждой. Если у вас простой образ, выберите красочный фон, если у вас образ сложный, много цветов и фактур, выберите простой фон.

2. Учитывайте время съемки. Зимой из-за облаков свет мягкий, поэтому можно снимать в течение всего дня. А весной и летом лучше снимать в 9 утра либо в 6 вечера, чтобы не было жесткого света.

3. За вами должно быть пространство и объем. Не становить впритык к стене и не снимайте прямо. Иначе вы получите плоский кадр. Вы можете опереться о стену, но тогда фотограф должен снимать немного сбоку, чтобы сохранить пространство и объем на фото.

4. Используйте естественные позы. Кадры должны выглядеть, будто сделаны папарацци.

5. Используйте карусель. Сфотографируйте несльколько деталей образа и добавьте их в карусель при публикации в инстаграме.

7. Дмитрий Хомич, урбан-фотограф

Как снимать урбанистические картинки на смартфон? Советы по съемке от урбан-фотографа Дмитрия Хомича:

1. Продумайте локацию. Найдите место с сочетанием стекла и бетона: это банки, офисы и торговые центры. Обращайте внимание на повторяющиеся элементы: ступени, арки или колонны.

2. Покажите динамику. Город не стоит, он дышит, живет. Есть два приема: показать движение человека внутри города и показать движение города вокруг человека. В первом случае на статичном урбан-фоне должна двигаться модель: это может быть прыжок, накидывание капюшона или застегивание куртки. Для этого лучше использовать серийную съемку. Для второго случая – наоборот: модель должна оставаться статичной, а фон должен двигаться. Отличные кадры получаются в метро, в толпе или возле дороги. Это нужно делать в режиме выдержки со штативом.

3. Добавляйте детали. Это может быть шапка, наушники или стильный городской рюкзак.

4. Продумывайте одежду. Зачастую в урбан-фото не видно лица модели, накинут капюшон – в этом есть свой философский подтекст.

5. Играйте с цветом. Снимайте монохромные кадры, чтобы цвет одежды совпадал с фоном. Или, наоборот, добавляйте яркие пятна – таким образом вы подчеркиваете контраст и противопоставляете человека окружающей серости.

8. Мария Шевченко, детский и семейный фотограф

Как фотографировать ребенка на телефон? Советы детского и семейного фотографа Марии Шевченко по съемке детей:

1. Выберите ракурс. Опуститесь на уровень глаз ребенка – тогда вы соблюдете пропорции и установите с ним контакт. Можете снимать сверху и снизу, присесть или прилечь в поисках интересного ракурса.

2. Обращайте внимание на задний план. Избегайте крупных объектов, веток, столбов, которые могут торчать из ребенка на фото.

3. Используйте дневной свет. Но вечером не используйте вспышку, потому что она делает кадр плоским и неинтересным. Осмотритесь и выберите наиболее светлое место в помещении. Если света недостаточно, попробуйте подсветить лицо ребенка настольной лампой или фонариком.

4. Не бойтесь использовать серийную съемку. Дети подвижны, и большинство фото получаются смазанными. В этом случае помогает серийная съемка.

5. Ловите эмоции. Превратите съемку в игру и успевайте ловить кадры.

9. Сергей Плыткевич, фотограф анималист

Как фотографировать животных на смартфон? Советы фотоохотника Сергея Плыткевича по съемке животных:

1. Фокусируйтесь на глазах. Это самая выразительная часть мордочки животного, поэтому если глаза будут в фокусе, то будет ощущение, что весь кадр в фокусе.

2. Ищите удачный ракурс. Для этого нужно пробовать разные точки съемки (сбоку, сверху и т.д.)

3. Не используйте вспышку. Есть опасность напугать животное или спровоцировать его на неожиданную реакцию. Но есть и другой момент: при вспышке нет отражения в глазах, снимок получается неестественным.

4. Превратите съемку в игру. Когда я снимал медвежат, я выкладывал конфеты, чтобы заставить мишку позировать. Чтобы питомца заинтересовать, нужно подготовить игрушки или лакомства.

5. Придумайте сюжет. Вы можете выловить из жизни интересные моменты либо создать самостоятельно.

10. Иван Летохин, профессиональный фотограф

Как получить хороший портрет на камеру телефона? Советы профессионального фотографа по съемке удачных портретов на смартфон:

1. Чистите объектив. Пылинки могут испортить хороший кадр, поэтому не стесняйтесь лишний раз протереть объектив.

2. Ищите хорошее освещение. Мягкий рассеянный свет вы можете найти у окна. В пасмурную погоду свет будет заполняющим, в солнечную – жестким. Но это не всегда проблема, потому что игру света и тени мы можем использовать как художественный прием.

3. Подбирайте ракурс. Не снимайте модель снизу вверх. Никто не хочет, чтобы у него был второй подбородок, поэтому старайтесь расположить камеру напротив глаз модели.

4. Размытый фон. Чтобы усилить акцент на снимаемом объекте, нужно размыть задний фон. В этом нам поможет открытая диафрагма. Чем меньше число f, тем лучше получится размыть задний план. Постарайтесь поставить модель подальше от фона, выберите портретный режим и снимайте.

5. Раскройте характер модели. Постарайтесь сделать так, чтобы фото подчеркнуло индивидуальность модели.

11. Слава Поталах, фотограф-портретист

Как снимать черно-белые портреты на смартфон? Советы портретного фотографа Славы Поталаха по съемке черно-белых фото:

1. Используйте ч/б фото уместно. Выбирайте этот режим только тогда, когда вы уверены, что оно лучше будет смотреться в монохроме.

2. Избавьтесь от всего лишнего. Чтобы выставить акцент, нужно избавиться от отвлекающих деталей в кадре.

3. Добейтесь контраста. Используйте классическую схему: темный фон и светлое лицо.

4. Используйте игру света и тени. Вы можете создать свето-теневой рисунок из окружающих вас предметов.

5. Обращайте внимание на форму, рельеф и текстуру. В черно-белой фотографии нет цвета, поэтому обратите внимание на морщинки, веснушки, чтобы они не мешали восприятию.

12. Дмитрий Смелов, фуд-фотограф

Как фотографировать еду на смартфон? Советы профессионального фуд-фотографа по съемке еды на смартфон:

1. Ищите хороший свет. Стол с едой должен быть освещен. Дома вам поможет окно, в кафе попытайтесь найти светлое и уютное место. При съемке со вспышкой еда выглядит не так аппетитно.

2. Используйте выгодные ракурсы. Это съемка сверху, под углом 45 градусов и на уровне еды. Пиццы или пироги стоит снимать сверху, они интересно получаются, а вот напитки стоит снимать под углом.

3. Снимайте быстро. Еда со временем теряет фотогеничный вид: мороженое тает, пенка у кофе садится, а самый красивый кусок пиццы непременно съест друг.

4. Снимайте вкусные кадры. Для этого у вас должна быть камера с хорошей цветопередачей и детализацией.

5. Выстраивайте композицию. Размещайте крупные объекты на переднем плане, а мелкие на заднем. Дополнительный уют кадру могут придать мелкие аксессуары: например, палочки корицы, сахар в кубиках, кофейные зерна.

6. Станьте частью кадра. Фотографируйте свои руки во время размешивания кофе или отрывания пиццы. Старайтесь передать в кадре настроение и атмосферу места.

Полезные уроки по съемке на смартфон помогут вам сделать красивые фотографии даже тогда, когда под рукой нет фотоаппарата. Пользуйтесь и делитесь полученными снимками с друзьями!

10008

Полина Масленкова

О том, как снимать на мобильный телефон, чтобы занимать высокие позиции в международных фотоконкурсах, мы поговорили с нашим преподавателем Александром Меклером.

рубрика: Интервью 25.10.2017

Полина Масленкова

Прошло уже 17 лет с того момента, как появился первый в мире телефон со встроенной камерой. За это время технологии усовершенствовались настолько, что мобильные фотографии уже не отличишь от снятых на фотоаппарат.

рубрика: Вдохновение Фототехника 23.11.2017

Полина Масленкова

У нас часто спрашивают: что такое BLENDA? Почему так называется наша фотошкола? Почему не ОБЪЕКТИВ, не КАДР, не ФОКУС-ПОКУС, а именно БЛЕНДА? Спрашивали – отвечаем!

рубрика: Выбор Обучение Фототехника 24.11.2017

Полина Масленкова

О технике для портретной съемки и приемах работы с моделью мы поговорили с фотографом-портретистом Андреем Барило.

рубрика: Интервью 12.12.2017

Полина Масленкова

Посмотрите, на что способен фотошоп! Вы можете превратить даже самый неудачный снимок в шедевр!

рубрика: Вдохновение 15.01.2018

Полина Масленкова

Творческие порывы фотографа могут быть ограничены не только его собственной фантазией, но и общественными нормами. Какие из них реальные, а какие мнимые, читайте в статье.

рубрика: Совет 29.01.2018

Полина Масленкова

Можно ли фотографироваться в общественных местах? А можно ли снимать посторонних людей на улице? На все эти вопросы вы найдете ответы в этой статье.

рубрика: Совет 31.01.2018

Полина Масленкова

Ко Дню Всех Влюбленных мы подготовили для Вас снежно-нежную подборку зимних историй любви. Не бойтесь мороза, берите свою половинку и бегом на фотосессию!

рубрика: Вдохновение Идеи 07.02.2018

Андрей Барило

рубрика: Совет Фототехника 08.02.2018

Полина Масленкова

Далеко не каждая квартира подойдет для съемки сборов молодых: ведь фото на фоне отклеившихся обоев, советской секции во всю стенку и старомодных штор вряд ли украсит свадебный альбом и портфолио свадебного фотографа.

рубрика: Вдохновение Совет 14.02.2018

Олег Насытко

Из подробного фоторепортажа с занятия вы узнаете, как проходят съемки модельных тестов и что важно учесть для данного жанра фэшн-фото.

рубрика: Фотоотчет 13.02.2018

Чтобы стать хорошим фотографом, нужно иметь не только хорошую фотокамеру. Большое значение имеет технология, и это также относится к фотографированию с помощью смартфонов. С помощью ряда настроек, приложений и, не имея дополнительных знаний, вы сможете выжать больше из вашей смартфонной камеры.

Лучшее разрешение и качество снимка

Перед тем как вы начнёте работу с камерой вашего смартфона, изучите настройки. Зачастую заводские настройки не являются оптимальными, и разрешение имеет пониженное значение. Как правило, это способствует лучшему цифровому зуму, хотя вам также следовало бы принять во внимание наш совет, указанный ниже. Также есть смысл настроить соотношение сторон, чтобы у вас получился максимально большой снимок. Фото, размещённое ниже, имеет формат 16:9, поскольку в формате 4:3 страницы получатся обрезанными. У других смартфонов бывает с точностью до наоборот: в формате 4:3 выходят самые крупные фото, тогда как изображения в 16:9 теряют часть своих краёв. Помимо этого, вы также можете выбрать наилучшее разрешение для снимков.

Учитывая, что фотографии в высоком разрешении занимают больше памяти, чем снимки с меньшим разрешением, у вас всегда должны быть карта microSD – при условии, что ваш смартфон включает в себя слот для такой карты. Если такого слота у вас нет, то вы можете сохранить ваши старые фото и освободить какой-то объем памяти, прежде чем делать новые снимки.

Делайте очистку линз

Проверьте, чтобы линзы камеры не были грязными или с отпечатками пальцев. Вероятно, смартфон находится много времени в кармане вашей куртки или в сумке, где на линзы камер может попасть пыль. Мы считаем, что, перед тем, как сделать фото, линзы нужно протереть тканью. Используйте ткань «микрофибра» или специальную ткань для очистки оптики, чтобы при вытирании линз на них не оставались царапины. На крайний случай можно применить косметические салфетки для лица, хотя иногда они оставляют после себя микроскопический мусор и пыль.

Технология и фокус

Определение правильных настроек экспозиции

В фотографировании важнейшее значение имеют три аспекта: время экспозиции, апертура и уровень ISO. Вместе они влияют на то, насколько ярким получится фотоснимок, насколько чётким будет задний фон и будет ли движущийся снимаемый объект размытым.

Апертура: для смартфонных фото вы обычно не имеете возможности настраивать апертуру, так как она зафиксирована. Поэтому очень важно для тех, кто снимает камерами смартфонов, выставить правильные настройки для значения ISO и длительности экспозиции. В автоматическом режиме камера выставляет такие параметры самостоятельно, хотя ручной режим обеспечивает лучшие и более точные результаты.

Время экспозиции: Длительное время экспозиции может улучшить освещённость вашего снимка, особенно, если он делался в условиях с плохим освещением. Однако это также может вызвать размытость снимаемых движущихся объектов в виде полосок. Подобный эффект будет уместен при фотографировании рек или ночных сцен ночного города. Небольшое время экспозиции, с другой стороны, приведёт к тому, что снимаемая сцена будет как бы заморожена (неподвижна).

Значения ISO: Второе, что вы должны знать – это параметры ISO, которые отвечают за световую чувствительность фотосенсора. Иначе говоря, чем выше значение, тем выше чувствительность. При более высоком значении ISO вы сможете, например, уменьшить длительность экспозиции, и этим увеличить чёткость фотографий. В тёмное время суток вам нужно будет повысить параметры ISO и время длительности экспозиции.

Возникает такой вопрос: а почему не всегда нужно фотографировать с высоким значением ISO? Ответ прост: увеличенное значение ISO создаёт больше шума для снимка. Отметим, что каждый смартфон ведёт себя по-разному – у некоторых смартфонов бывает проблемы с камерами в виде шума, если значения ISO равны 400 или 800, у других девайсов шум появляется и на меньших значениях ISO. Таким образом, вы должны выяснить, как ведёт себя камера вашего устройства при вышеуказанных значениях, и определить тот параметр ISO, который приведёт к более точным и приемлемым результатам. В принципе, для большинства случаев вам вполне подойдёт значение ISO на уровне 200.

Ручное выставление фокуса

Для успешного снимка немаловажное значение имеет правильный фокус. Автофокус, как правило, приносит пользу, но он не всегда безупречен. Иными словами, он не всегда в курсе, что именно мы хотим видеть в фокусе. Прикосновение пальца к экрану вполне достаточно, чтобы избежать такой проблемы, так как сенсорный фокус является её решением. Вам нужно всего лишь прикоснуться к тому участку дисплея, который вы бы хотели, чтобы на нём сфокусировалась камера. В ручном режиме приложении камеры вы можете управлять фокусировкой полностью вручную.

Сделайте несколько снимков, а потом отсортируйте их

Вместо того чтобы полагаться на идеальную фотографию, вам лучше сделать несколько снимков нужного объекта. Если только фото вашего романтического поцелуя напротив Эйфелевой башни в Париже окажется без фокуса, то вы, вероятно, потом будете сожалеть об этом. Просто снимите каждый объект несколько раз, обращая внимание на автофокус при этом. Делайте так до тех пор, пока вы не решите, что последний снимок получился очень хорошим. Сегодня топовые смартфоны имеют функцию последовательной съёмки, благодаря которой камеры таких девайсов делают несколько снимков с помощью одного нажатия на клавишу.

Использование смартфона двумя руками

Быстрые снимки часто имеют недостатки в виде смазанности изображения. Отсюда становится понятно, что фотографирования одной рукой явно недостаточно. Вам нужно держать смартфон уверенно, и двумя руками. Штатив с держателем для смартфона будет идеальным вариантом, хотя зачастую будет достаточно закрепить девайс на уличной ограде или металлических перилах для нормальной стабилизации. Если это не представляется возможным, то в этом случае вам надо постараться зафиксировать телефон в ваших руках, или дополнительно развести их в стороны как можно шире. Чем меньше вы будете шевелить смартфоном, тем чётче получится фотография.

Объект и перспектива

Правило третей

Правило третей являет собой упрощённую реализацию так называемого золотого сечения. Суть этого правила такова: изображение разделяется на две вертикальные и две горизонтальные направляющие линии, в результате чего возникают 9 одинаковых по размеру квадрата. При использовании различных смартфонов вам не нужно представлять вымышленную сетку, так как взамен этого у вас имеется функция, служащая в качестве вспомогательного средства. Снимаемый вами объект нужно поместить в одной из 4 точек пересечения линий сетки либо вдоль линии, чтобы такой объект правильно расположился в сцене. При фотографировании в ландшафтном режиме бывает необходимо выровнять горизонт вдоль одной из двух продольных линий.

С помощью правила третей, создать отличную композицию изображения вам не составит большого труда. К слову, для экранной сетки имеются дополнительные настройки. Некоторые приложения могут отображать вспомогательные линии в виде золотого сечения, из-за чего будут небольшие различия во внешнем виде изображения.

Прямой горизонт

Этот совет напрямую связан с вышеуказанным советом, а его суть состоит в том, что вы также можете задействовать встроенную в видоискатель сетку. Искривлённые очертания горизонта привносят в снимок некоторый хаос до тех пор, пока такие очертания не будут выровнены. Горизонт является главной линией при взгляде вдаль, поэтому вам нужно сделать так, чтобы горизонт был ровный.

Правило пространства

Как уже упоминалось, некоторые объекты на фото нуждаются в пространстве для «вида» или «дыхания». Аналогично золотому сечению, ещё один элемент может добавить больше гармонии снимкам. Используя правило пространства правильно, можно добиться ощущения движения, активности или завершённости композиции.

При портретной съёмке взгляд объекта может быть направлен вдаль, и это зачастую является идеальным, чтобы оставить пространство в области глаз, а не урезать сразу возле лица. К примеру, взгляд также может свидетельствовать о том, что снимаемый человек на чем-то заострил своё внимание – это зачастую придаёт больше натуральности фотографии.

Если вы снимаете движущийся автомобиль, вы должны оставить некоторое пространство перед ним по направлению движения, вместо того, чтобы просто заснять авто и асфальт под ним. Вышеуказанное правило, так же, как и правило третей, может или должно быть не принято во внимание, если этого требует фотография и обещает быть чем-то особенным.

Добавьте элементов на передний план

Фотографии воспроизводят трёхмерное пространство вокруг нас. Если ваш объект находится довольно далеко, такую ситуацию можно улучшить с помощью нескольких слоёв изображения. Человек, дерево или любой другой объект переднего плана «оживляет» неподвижную панораму, так как их присутствие придаёт большей глубины изображению в целом.

Съёмка сверху

Если вы хотите сделать селфи или портретный снимок других людей, вам нужно держать смартфон чуть выше того уровня, при котором вы обычно фотографируете, поэтому, когда вы будете делать снимок, объект будет выглядеть как бы сверху. Это позволит избежать раздражающего эффекта двойного подбородка и нежелательных контуров. Конечно, есть и другие позиции, когда ваше наилучшее положение выходит на первый план. Когда вы смотрите вверх, вы вытягиваете вашу шею и лицо, и они получаются более гладкими и упругими без обработки изображения и применения режима «Красота». Наш вам совет – не переусердствуйте с фотографированием сверху, иначе человек или группа людей будут похожи на карликов.

Выберите правильное время суток

Как правило, мгновенные снимки зачастую не обладают положительными моментами длительной композиции изображения. Если вы планируете сделать снимок, вы должны принять во внимание время его создания, так как в утренние и вечерние часы очень часто бывают более интересные условия освещения, чем в полуденное время.

Экспериментируйте с перспективой

Фотография не всегда должна получаться прямолинейной – у нас уже есть перспектива на протяжении всего дня. Пробуйте снимать при разных углах, встаньте на возвышенности и фотографируйте то, что находится ниже вас, или же встаньте на колени для совершения снимка. Благодаря этому зачастую получаются интересные кадры – за исключением ненавистного эффекта двойного подбородка, так что будьте внимательны при съёмке снизу.

Панорама

Если у вас нет желания снимать людей, а вместо них – природу и пейзажи, то для такого случая подойдёт режим «Панорама». Прежде всего, очень крупные объекты, такие как горная гряда или морской закат иногда требуют больше пространства, чем доступно на одном снимке. Почти каждый современный смартфон имеет соответствующий режим, который может делать снимки и соединять несколько из них в одно целое. Если ваш смартфон немного устаревший, то в этом случае приложение из Google Play с соответствующей функцией будет как нельзя кстати. Панорамные фото также подойдут для обложек картинок в Facebook, даже если все изображение не помещается в рамке.

Следите за освещением

Свет может быть вашим другом или врагом, в зависимости от места съёмки и объектов, которые вы намерены снять. Фронтальное воздействие солнечных лучей зачастую вызывает проблемы, не считая случаев, если вы намеренно перевыдерживаете снимок и экспериментируете с контрастом в постобработке. Если это возможно, стойте спиной к свету и избегайте больших теней на переднем плане. Если наличие фронтального освещения порой неизбежно, задействуйте вспышку – иногда она помогает.

Применяйте вспышку только в крайнем случае

Если длительная экспозиция не слишком важна для фотографии, то вам следует отказаться от использования вспышки, поскольку с её помощью довольно редко получаются отличные снимки. Мало того что страдает цветовая гамма, вдобавок равномерное освещение зачастую полностью разрушает образ. Передний план фото отсвечивает белым светом, а фон полностью исчезает. Как мы заметили, снимки с естественным освещением и большим уровнем шума чаще бывают приятнее и красивее, чем снимки, сделанные с помощью вспышки.

LED-вспышка

LED-вспышка камеры смартфона воздействует на ваши фото соответствующим образом, если отсутствует нужный уровень освещения. Однако результаты съёмки смартфонными камерами, как правило, весьма разочаровывающие, а объект выглядит неестественно перевыдержанным. Фон также страдает от яркого света вспышки, который выводит снимаемый объект на передний план и отбрасывает тени на остальные детали изображения.

Ещё скажем, что фотовспышка зачастую вызывает обширные тени, которые сводят на нет естественность фотографий. В качестве контрмеры вы можете использовать полупрозрачную белую ленту, которую можно прикрепить поверх вспышки вашего девайса. Такая лента будет выступать в качестве самодельного диффузора, немного уменьшающего мощность вспышки и дающего более рассеянный свет и переходы теней. Все это придаст снимкам большей естественности и красоты. Особенно вышеуказанный диффузор сможет творить чудеса на различных вечеринках со слегка приглушённым освещением.

Увеличение изображения с помощью ваших ног

Цифровое увеличение (зум) на вашем смартфоне может сэкономить вам несколько шагов, однако оно способно ухудшить снимок. Такой зум по-прежнему является существенным недостатком смартфонных камер, по сравнению с аналогами с оптическим зумом, а также компактными и зеркальными камерами. Так как у многих смартфонов нет увеличивающих линз, изображение расширяется лишь в цифровом формате, что резко уменьшает уровень детализации. В общем, сделайте сами себе одолжение и пройдите несколько шагов вперёд.

Любите не только тени, но и солнце

Режим HDR все чаще используется в смартфонах с целью компенсации больших световых различий в снимках. Во-первых, такой режим имеет свои пределы, и, во-вторых, им не нужно часто пользоваться, если вы просто стоите в тени и снимаете себя за пределами границы тени. Прямой солнечный свет может оказать существенное влияние на изображение, так что яркое солнце не всегда будет способствовать лучезарным фотографиям.

Эффективная постобработка

Теперь мы покидаем область фотографирования. После того как снимки сделаны, предстоит ещё один шаг – рассылка по друзьям и соцсетям. Перед тем как сделать это, у вас есть возможность улучшить фото, например, откорректировать цвета, обрезать снимки в нужных местах или добавить эффектности с помощью фильтров. Для этого нужно, чтобы у вас было установлено соответствующее приложение для редактирования изображения.

Эта статья – результат моих проб и ошибок. Несколько лет я осторожно пытаюсь привить моей десятилетней дочери любовь к фотосъёмке на зеркалку. Но недавно у неё появился смартфон с более-менее приличной камерой (поддержаный iPhone 6), и, как это часто бывает в случае с нетребовательными фотолюбителями, он очень быстро отодвинул фотоаппарат на второй план, несмотря на довольно солидную разницу в качестве снимков. Нет, нет, я не буду пытаться объяснить, что хороший фотоаппарат может дать фотографу больше возможностей, чем смартфон. Эти советы – лишь совокупность того, что я хотел бы донести до новичка-фотолюбителя. И неважно сколько этому новичку лет.

Моя дочь, её мобильный телефон и Пражский град. Снимок сделан на мой мобильный телефон, без какого-либо редактирования.

Хорошая фотография получится только в хороших условиях, старайтесь их найти

Да, камера смартфона способна делать хорошие снимки, но не везде и не всегда. И важно понимать, где и когда можно получить качественную фотографию. Смартфон в подавляющем большинстве случаев может конкурировать с фотоаппаратом только в подходящих для съёмки условиях. В частности, в ситуациях, когда снимаемая сцена хорошо и интересно освещена. То есть вам нужно искать и запоминать условия, в которых были получены качественные фотографии. В качестве примера для дочери я приводил фотографию, на которой её младшая сестра запечатлена идущей по зелёному летнему лугу, освещённому мягким светом.

Фотографировать на смартфон в сумерках или пасмурную погоду не стоит – фотографии в большинстве случаев получатся невыразительными.

В условиях плохого освещения смартфон, в отличие от камеры, бесполезен

Даже самый дорогой смартфон имеет ограниченные возможности в фотосъёмке просто из-за того, что его камера оснащена маленьким сенсором и небольшим объективом. Таким образом, возможности подавляющего большинства смартфонов в части съёмки в условиях низкой освещённости весьма скромны. Как показал наш , даже для флагманов съёмка при малом количестве света остаётся непростой задачей. Например, беззеркалка или зеркальная камера, отлично справится со сценой, в которой семья будет пить кофе, сидя в уютном кафе, погружённом в полумрак. А вот у смартфона в такой ситуации возникнут проблемы, и фотография, скорее всего, получится не очень качественной.

Простое правило гласит: для съёмки в условиях смартфон, как правило, бесполезен.

Когда в кадре много ярких цветов, фотография, скорее всего, получится хорошей

Когда фотографируешь на камеру смартфона, очень важно знать и использовать как можно больше различных мелких трюков и хитростей, чтобы получить как можно более красивую фотографию. Один из самых эффективных и простых трюков заключается в том, что, когда в кадре присутствует большое количество разнообразных цветов (яркая одежда, украшения, элементы декора, красочные десерты и т. д.) фотография почти всегда будет выглядеть лучше, чем фотография с однотонной или неяркой сценой. Это очень эффективный способ сделать хорошую фотографию на смартфон. Просто попробуйте, и вы увидите, что результат не заставит себя долго ждать.

Если в кадре много ярких цветов, фото имеет все шансы на успех. Фотография сделана на смартфон

Учись подходить ближе к объекту съёмки – только так можно сделать интересные фотографии

Этот совет актуален как для полноценной камеры, так и для смартфонов: старайтесь подойти как можно ближе к объекту съёмки. Если вам нужно сфотографировать друга в лесу, нет смысла снимать его с нескольких метров потому, что такое фото будет непривлекательным. Поэтому неважно на что вы снимаете – всегда старайтесь подойти ближе к людям (или к тому, что снимаете). Встаньте буквально на расстоянии вытянутой руки – именно на такой дистанции начинают возникать отличные фотографии, в которых будет не только объект съёмки и окружение, но и контекст, и атмосфера. Короче говоря, снимок будет выглядеть интересно и эффектно.

Своей дочери я давал такой совет: если фотографируешь маму с близкого расстояния (но только не так чтобы было видно одну лишь её голову!), фотография получается более привлекательной и эффектной. Это труднее, чем кажется, но без этого нельзя получить хорошие фотографии.

Никогда не фотографируйте только голову или лицо – на фото это будет выглядеть отвратительно

Никогда, слышите, никогда, не делайте то, что делают практически все: не снимайте только чью-то голову или лицо. Я знаю, что друзья или подруги чаще всего хотят, чтобы вы снимали именно так, но воздержитесь от этого! Камеры смартфонов оснащаются широкоугольными объективами, и если вы будете снимать только чью-то голову, то результат получится далёким от совершенства: объектив мобильного телефона достаточно сильно искажает лицо. Этот совет справедлив всегда – снимаете ли вы на смартфон или на камеру. Да, я знаю, что все снимают селфи, но найдите в себе силы отказаться от них.

Не пытайтесь снять на смартфон классический портрет

Из предыдущего совета вытекает принципиальное ограничение использования мобильных телефонов: не пытайтесь с их помощью снимать классический портрет. То есть портрет, сделанный не с близкого расстояния, а на небольшом удалении от модели, с зуммированием на лице. Такая съёмка возможна даже с недорогой зеркалкой, а вот со смартфоном – нет. Просто смиритесь с этим.

Не используйте цифровой зум – фотографии будут плохого качества

Да, камера вашего смартфона способна увеличивать снимаемые объекты. Чаще всего именно благодаря цифровому зумированию. Если это возможно – не используйте его. На первый взгляд, эта функция может показаться привлекательной, но помните, что она всего лишь кадрирует изображение, а, значит, снижает качество получаемой фотографии.

Конечно, некоторые современные смартфоны уже оснащены оптическим зумом, но даже на них я бы советовал использовать функцию увеличения с осторожностью.

Это фото нарушает два основных принципа съёмки мобильным телефоном: 1. не использовать цифровой зум – качество изображения ужасно. 2. Не фотографируйте птиц (см. последний пункт).

Чтобы красиво размыть фон фотографируйте предметы как можно ближе

Как вы знаете, сенсор и объективы камеры смартфона очень маленькие, что накладывает на возможности съёмки смартфоном – в сравнении с обычной камерой – некоторые ограничения: очень сложно размывать фон и создавать эффект глубины и трёхмерности пространства (как показал наш обзор iPhone X, даже флагманские модели смартфонов размывают фон при помощи встроенного программного обеспечения).

Но и из этого неприятного положения можно выйти, если помнить одну маленькую хитрость, способную помочь визуально размыть фон. Вам просто следует подойти как можно ближе к объекту съёмки и сфокусироваться точно на нём – это всё, что нужно для красивого размытия фона. Для съёмки людей этот способ не подходит (об этом упоминалось в пункте 5), но для фотографии любых других объектов он будет работать очень хорошо.

Здесь я действительно подобрался очень близко к цветку, поэтому оптика и физика пришли мне на помощь в том, что в противном случае у смартфонов получается не очень хорошо: фон размыт и выглядит это довольно интересно. Фото сделано на смартфон (без редактирования).

Осваивайте компенсацию экспозиции – без неё невозможно качественно снимать

Без знания принципов работы компенсации экспозиции невозможно сделать хорошую фотографию ни на смартфон, ни на зеркалку. Думаю, вы замечали, что камеры смартфонов обычного не очень удачно выбирают экспозицию (то есть не подбирают такое значение экспозиции, при котором фотография получается не слишком светлой или не слишком тёмной). Чтобы этого не случилось, смартфонам, буквально нужно подсказывать, какую сцену следует снять темнее, а какую – светлее.

Классический пример: фотографируя кого-нибудь на лугу, с находящимся за спиной светлым небом, вы, скорее всего, получите фотографию с серой, затемнённой фигурой и лицом модели. Чтобы исправить это, вам нужно будет дать камере указание на осветление снимаемой сцены. Обычно это делается двумя способами: либо тапом пальца на самом тёмном месте экрана смартфона (в таком случае камера будет проводить замер экспозиции в указанном месте и тем самым осветлит изображение). Либо, как, например, на iPhone или Huawei, при двойном тапе на экране всплывает жёлтая шкала с пиктограммой солнца, двигая по которой слайдер вверх-вниз можно осветлять или затемнять изображение.

Если фото получается размытым, откорректируйте ISO

Возможно, это вас может удивить, но регулировать ISO можно даже на камере смартфона. Более того, регулировка ISO при съёмке на смартфон не только работает, но и в некоторых ситуациях просто необходима для сохранения качества фотографии.

“В каких?” – спросите вы. В основном это необходимо, когда вы фотографируете, какой-нибудь быстро перемещающийся объект, или же, когда вы снимаете в тени, в помещении (то есть в условиях низкой освещённости).

Например, для съёмки велосипедиста в лесу желательно вручную задать значение ISO, а затем уже приступать к фотографированию (потому что камера не знает, что вы собираетесь снимать движущийся объект и не сможет правильно подобрать настройки). Как быть в подобной ситуации? Выбрать более высокое значение чувствительности камеры (ISO). Только не перестарайтесь – ведь чем выше ISO, тем больше шума будет на изображении (то есть фотография будет низкого качества). Также учтите, что для того, чтобы иметь возможность вручную регулировать настройки ISO на iPhone, нужно будет скачать какое-либо стороннее приложение.

Не используйте стандартные фильтры (да и вообще любые фильтры) без необходимости…

Большинство смартфонов предлагают пользователю множество фильтров и “украшательств” для фотографий – от заливки всего изображения жёлтым оттенком, до подстановки модели заячьих ушек или ещё-каких нибудь способов поиздеваться над фотографией.

Позабавиться с ними, конечно, можно. Но не более того. Если вы хотите получить качественную, эстетичную фотографию –держитесь от фильтров подальше.

…но если используете – используйте с умом

Бездумно применять к фотографии какие бы то ни было фильтры – далеко не лучшее решение. Но поскольку возможности камер смартфонов уступают возможностям обычных камер, иногда можно немного “сжульничать” и искусственно сделать фотографию красивее.

Например, когда вы снимаете на природе в пасмурную погоду и цвета выглядят немного блёклыми, можно воспользоваться фильтрами, увеличивающими контрастность, а также (но очень осторожно!) влияющими на насыщенность.

Это фото я отредактировал в Instagram – и выглядит оно довольно интересно.

Не надейтесь, что редактирование сделает из плохой фотографии хорошую

Это распространённое заблуждение среди новичков независимо от их возраста. Многие верят, что редактирование фотографии может волшебным образом преобразить её. Но это не так. Неудачную, некрасивую фотографию уже ничего не спасёт. Цель редактирования изображения только одна: сделать хорошую фотографию ещё лучше.

Другими словами, если вы видите, что сделали некрасивую фотографию – просто удалите её.

Снимая высококонтрастные сцены будьте готовы к тому, что фотографии окажутся неудачными

Даже высококлассному фотоаппарату непросто справится со съёмкой изображения с ярко выраженными контрастами между областями светов и теней, что уж говорить о камере смартфона! С этим нужно просто смириться.

Всегда помните о том, что с любой сценой, в которой есть область значительно темнее, чем другие, человеческий глаз справляется хорошо, а вот камера – нет.

Если хотите получить хорошую фотографию неба, используйте HDR

Небольшой совет: если вы ещё не установили приложение ProCamera, установите. Думаю, единожды поработав с ним, вы полюбите его надолго. Когда на фотографии небо получается некрасивым, попробуйте перенять ту же сцену при помощи HDR-модуля ProCamera (не советую использовать стандартный HDR-модуль камеры вашего смартфона, так как в большинстве случаев он даст не очень качественную картинку).

ProCamera делает от двух до трех снимков с разной экспозицией, а затем “сшивает” их в одну HDR-фотографию. Таким способом часто можно решить проблему, обозначенную в пункте выше, то есть отснять фотографию с высококонтрастной сценой.

Примечание: ProCamera доступна только для iPhone, для Android также есть много удобных приложений, например, Open Camera, но я до сих пор не встретил ни одного приложения, которое бы работало с HDR также хорошо, как ProCamera.


Не снимайте то, что должно оставаться невидимым

В завершении буду максимально краток: никогда, я повторяю никогда, не фотографируйте то, что посторонний зритель не должен видеть. Фотография – это опасная вещь, а мобильная фотография – вдвойне. Думаю, вы наслышаны о случаях, когда злоумышленники похищали фотографии знаменитостей, и выкладывали их в сеть. Никто из нас не застрахован от того, что фотографии с его мобильного телефона могут оказаться в руках посторонних людей. Помните об этом, и избегайте съёмки фотографий, способных скомпрометировать вас или навредить вам.

Когда кому-либо отправляете свои фотографии удалите их GPS-метки

Ещё один совет, который может показаться очевидным. Фотографии со смартфона, в отличие от большинства фотографий, отснятых на камеру, содержат GPS координаты. Поэтому, отправляя кому-то фотографию, вы можете невольно сообщить ему и другую информацию: например, где вы живёте, или, где находится то или иное потрясающее место для съёмок.

Другими словами, этот и предыдущий совет сводятся к тому, что не стоит спешить, отправляя свои фотографии в интернет – онлайн мир менее безопасен, чем кажется.

Думаю всем нам не хотелось бы, чтобы GPS-метки фотографий выдали интересные места для съёмок…

Не фотографируйте птиц

Последний совет будет более “приземлённым”: не фотографируйте голубей, уток и других птиц. Это некий таинственный ритуал, которому следуют все новички, получившие в своё распоряжение камеру – следование желанию снимать пернатых, живущих с нами по соседству. Но это просто не имеет никакого смысла. Ни одного человека в мире не заинтересует фотография птиц, которых он видит ежедневно. Нет. Это скучно. Такая фотография умирает сразу же после того, как была сделана.

По материалам Яна Рыбаля

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Подобно любому мастеру, мобилограф должен в совершенстве знать возможности, достоинства и недостатки своего инструмента – смартфона , его модуля камеры и программного обеспечения.

Потратьте несколько часов, сделайте пробные съемки при разных условиях освещенности, запишите настройки и просмотрите результаты на большом экране компьютера. Это позволит понять, когда можно ожидать качественные кадры без ухищрений, а когда стоит воспользоваться советами из предпоследнего раздела этой статьи.

При выборе приложения камеры следует учесть его возможности по ручной настройке. В идеале оно должно уметь менять чувствительность и выдержку, вводить экспопоправку, иметь предустановки баланса белого и настройку по образцу (фиксацию точки автоматического определения).

Большой плюс – возможность сохранения в JPEG с минимальной компрессией или даже в несжатом/сжатом без потерь формате TIFF. Дополнительная функциональность вроде «стабилизатора» (выбора момента, когда корпус смартфона становится неподвижным), гистограммы, разных форматов кадра, фильтров и т.д. приветствуется, но упор необходимо сделать именно на настройке параметров съемки.

В качестве примера можно привести камеру для iOS 645 PRO Mk III ($4). В Android производители начали комплектовать смартфоны удобными и функциональными приложениями, да и в Google Play Market выбор уже хороший.

Портрет

Один из наиболее распространенных сюжетов в фотографии вообще и в мобилографии в частности – портрет во всех его разновидностях. Чтобы снять хороший портрет требуются не только технические навыки, но и умение общаться с моделью, предугадывать ее поведение, ловить момент.

И все же начинать следует с техники. У камеры смартфона широкоугольный объектив. Это данность, которую мы практически не можем изменить – теленасадки, увеличивающие фокусное расстояние редки и их качество оставляет желать лучшего. Соответственно, необходимо принимать во внимание характерные искажения перспективы: расположенные ближе к объективу объекты кажутся существенно больше удаленных. На практике это значит, что если вы не хотите получить шарж, то руки и ноги модели не должны быть направлены к камере, по крайне мере, пока план крупный.

Фотография в переводе с древнегреческого означает рисование светом. Именно освещение формирует тональный рисунок, придающий снимкам объем и художетвенность. Позаботьтесь о том, чтобы модель была интересно освещена. Если гора не идет… значит модель может сесть/стать так, чтобы на лице появилась светотень, однако без глубоких теней и ярких пятен.

Съемка портрета против источника света в умелых руках дает интересный результат: волосы, особенно кудрявые, сияют красивым ореолом. Однако смартфоном сделать подобное фото сложно – сказываются отсутствие бленды и узость динамического диапазона. Попробуйте превратить недостатки в достоинства и создать силуэт – контрастную темную фигуру на хорошо проработанном фоне. Особенно выигрышно смотрятся ростовые портреты на фоне закатного пейзажа. При значительном перепаде яркости получить такой эффект несложно – измерьте экспозицию по фону, а затем уже в редакторе увеличьте контрастность и насыщенность цветов.

Чтобы сделать хороший автопортрет, более известный на просторах Интернета как калька с английского «сэлфи» или адаптированный вариант «себяшка», желательно приобрести сэлфи-стик – модификацию монопода , ручной держатель смартфона. В результате из кадра исчезнет рука с обрезанной ладонью, а у автора появится гораздо больше творческой свободы в выборе ракурсов. В идеале сэлфи-стик должен управлять нажатием на виртуальную кнопку Спуск через беспроводной интерфейс Bluetooth.

Если фронтальная камера в смартфоне посредственная, лучше снимать тыловой. В этом случае кадрировать придется наугад, но сноровка не заставит себя долго ждать, да и возможность сделать много дублей никто не отменял.

Пейзаж

Умение видеть красивое в обыденном – верный признак хорошего фотографа. Экзотика, безусловно, интересна, и привезти из отпуска впечатляющие кадры тропических закатов приятно, но и в радиусе прогулки выходного дня можно найти множество интересных сюжетов.

Композиция в фотографии крайне важна, но в пейзаже она играет едва ли не доминирующую роль. Средствами композиции организовывается пространство, взгляд зрителя направляется в плоскости кадра, достигается гармония.

Композиционных решений для пейзажа может быть множество, но есть два ключевых момента – линия горизонта и разделение на планы.

Линия горизонта должна быть параллельна одной из сторон кадра. В противном случае говорят, что «горизонт завален» и это звучит почти как приговор… Как и из любого правила, из этого есть исключения, наклон горизонта может быть сильным выразительным приемом, но осваивать его нужно после того, как умение сделать снимок с ровным горизонтом отработается до автоматизма. Кстати, во многих приложениях есть электронный уровень, помогающий мобилографу выровнять корпус смартфона относительно поверхности Земли.

Разделение на планы помогает передать перспективу, продемонстрировать, что сфотографированный участок действительно большой. Одна из основных ошибок начинающих фотографов-пейзажистов – пустота переднего плана. Необходимо так построить композицию, чтобы в кадр попали близко расположенные к мобилографу предметы. Они станут как бы точкой отсчета, зададут масштаб.

При ярком солнечном свете многие пейзажные сюжеты имеют слишком большой контраст, чтобы матрица смартфона (да и большинства цифровых фотоаппаратов) смогла адекватно оцифровать весь тональный диапазон. Приходится выбирать, чем пожертвовать. Для большинства смартфонов слишком много света, например, в небе это очень плохо, поскольку в кадре будет лишь пустой белый фон, детали из которого извлечь невозможно ни в каком редакторе. Единственный шанс спасти снимок – переставить туда небо из другого, подходящего по композиции. Если ввести отрицательную экспопоправку, то тени станут слишком темны, но это меньшее из зол, поскольку в редакторе можно в разумных пределах осветлить их, причем одним ползунком. Чтобы уровень шумов оставался в допустимых пределах, снимайте на минимально возможной чувствительности.

Для преодоления технического ограничения – узости динамического диапазона матрицы – было придумано программное решение: склейка двух или нескольких кадров, сделанных с разной экспозицией, в каждом из которых правильно проэкспонирован какой-либо участок тонального диапазона, света, середина или тени. Это называется HDR (high dynamic range – большой или расширенный динамический диапазон) и неплохо реализуется в смартфонах.

HDR-режим подходит для съемки статичных сцен, если в кадре есть заметное движение, то вокруг объектов могут возникнуть «привидения», артефакты –контуры из-за их смещения между экспозициями. В пейзажах это листва и ветки при ветре, облака. Стройте композицию так, чтобы подвижные объекты не занимали значительную часть кадра и не привлекали к себе внимание.

Еда

Искусствоведы криво усмехаются при виде снимков еды, рестораторы (из числа передовых) говорят об их полезности для развития своего бизнеса, а пользователи смартфонов продолжают активно публиковать обеды и ужины, десерты и напитки.

Чтобы еда в Instagram выглядела аппетитно, необходимо придерживаться нескольких простых правил.

Первое – достаточное освещение. Если света мало, лучше либо пересесть (например, на террасу), либо сразу перейти к трапезе. Вспышка смартфона – заклятый враг еды. Следите за выдержкой (в идеале приложение должно ее показывать). Чтобы избежать размытости, воспользуйтесь импровизированным «штативом», его роль может сыграть бутылка с водой, высокий бокал, даже ваши локти, вопреки правилам этикета положенные на стол.

Второе – правильная цветопередача. В приложении должна быть либо настройка по образцу (белые салфетки, белая посуда и т.д.), либо предустановки, хотя настройка вручную в сложной ситуации дает лучшие результаты. Кстати, наличие в кадре объекта для настройки баланса белого вовсе не обязательно, после того, как смартфон выберет точку отсчета, его можно убрать непосредственно перед съемкой.

Третье – композиция. Сосредоточьтесь на главном, уберите из кадра лишнее, зафиксируйте точку фокусировки. Не бойтесь обрезать часть тарелки или даже блюда. Съемка с близкого расстояния дает малую глубину резкости, воспользуйтесь этим.

Немного необычного

Порой хочется удивить зрителей чем-то особенным. В череде хороших фотографий это могут быть не совсем типичные – для смартфона – кадры. На втором занятии в любой фотошколе изучают треугольник экспозиции, описывающий взаимосвязь выдержки, диафрагмы и чувствительности матрицы. Поскольку диафрагма в большинстве смартфонов фиксированная, единственный параметр, который дает нам творческие возможности – выдержка. На короткой выдержке подвижные объекты в кадре замирают, на длинной – размазываются.

К сожалению, большинство смартфонов не позволяют задать длинную – единицы и даже десятки секунд – выдержку. Именно такая требуется для получения красивой «молочной» воды в ручье или световых росчерков от проезжающих автомобилей в вечернем городском пейзаже. Зато смартфон это компьютер, процессор которого способен производить интенсивные вычисления.


Если нельзя сделать снимок на длинной выдержке, можно сделать полсотни кадров с короткой, а затем наложить их друг на друга, причем в режиме, подчеркивающем разницу между кадрами. Поскольку в интервале от одного снимка к другому объекты смещались, в результирующем изображении получится полупрозрачный шлейф, при благоприятном стечении обстоятельств (количестве кадров-заготовок, интервале между ними, выдержке, скорости объектов, освещенности сцены) весьма точно имитирующий съемку на длинной выдержке.

Однако длинная выдержка используется не только для размытия объектов. Она очень полезна при съемке в условиях недостаточной освещенности, когда обычное приложение камеры пытается увеличить чувствительность, порождая вместо изображения кашу из цветных шумов. Освойте фото с длинной выдержкой и вам станет доступен «синий час» – примерно час после заката Солнца, когда небо получается пронзительно синим (отсюда и название), а пейзаж, в первую очередь городской, преображается.

Для съемки с длинной выдержкой на смартфоне требуются две составляющие: специальное приложение (например, Average Camera Pro или NightCap Pro для iOS) и штатив.

Для смартфона подойдет небольшая настольная модель , но еще лучше приобрести штатив с гибкими ножками . Поскольку у смартфона нет штативного гнезда, потребуется крепление либо на штативную головку, либо на сам штатив, благо резьба там стандартная.

Редактируем фото

Для обработки фото на всех мобильных платформах есть невероятное количество приложений. Какое выбрать? За какое стоит заплатить? Тут каждый решает сам, в зависимости от опыта, творческих запросов и стиля работы. Единственное пожелание – программа должна иметь и ручные настройки, в противном случае даже самые красивые эффекты быстро начнут надоедать.


Бесплатный, полнофункциональный Snapseed, доступный для Android и iOS , знают, пожалуй, все. Это идеальный вариант для начала, в дальнейшем, если в нем чего-то действительно не хватает, можно поискать специализированные приложения.

В деле редактирования главное – не переусердствовать. Возможно, поэтому многие фотографы любят VSCO Cam, приложение камеры со встроенным имитатором аналоговых фотопленок, доступное для iOS и Android .

Не стоит бездумно снимать все подряд в надежде исправить огрехи на этапе пост-обработки.